Новости
Версия для печати

«Угольные» километры Александра Баранчугова

24.08.2015
Источник информации: Официальный сайт Администрации городского округа "Город Чита"
Адрес новости: http://www.admin.chita.ru/news/?id=7148



Несмотря на то, что общий стаж работы у нашего земляка Александра Ильича Баранчугова  — почти 50 лет, самым ценным периодом своей жизни он называет годы, проведенные на шахте. И хоть в забой не ходил, но зато перевез немалые тонны «черного золота» на своем автомобиле, а после организовывал перевозки, уже будучи заведующим автопарком. Помимо того, его коллеги обслуживали всю социальную сферу, по тем временам немаленькую — больницы, детские сады, предприятия общественного питания.
Его отец когда-то возил шахтерские грузы, только на гужевом транспорте, братья добывали уголь.
 — Так что у нас вроде как династия,— улыбается ветеран.
Трудовой путь Александр Ильич начал после школы. Работал автослесарем, потом призвали в армию. Три года отдал службе в ракетных войсках. Затем вернулся на Черновские, сел за руль КРАЗа. Возил уголь, вскрышные породы. Ответственный, деловитый парень всегда был на хорошем счету у руководства. Однажды начальник автоколонны пригласил молодого коллегу к себе в кабинет для серьезного разговора. И без обиняков предложил тому стать его преемником. Александр, которому тогда только минуло 33 года, поначалу растерялся. Сомнений было немало, одно из главных— примет ли коллектив, в котором немало пожилых, опытных шоферов, нового руководителя взамен фронтовика Иваныча, который пользовался непререкаемым авторитетом.
 — Молодость, это недостаток, который быстро проходит, — пошутил тогда его начальник.
Новому руководителю автоколонны досталось «беспокойное хозяйство» — 200 подчиненных, 150 машин. Автоколонна являлась головной, потому и спрос был особый. В бытность Баранчугова начальником на предприятии произошли серьезные перемены – удалось построить линию воздухоподогрева для машин. Проект делал сам. До этого машины стояли на открытом воздухе и в морозы доставляли водителям и механикам немало проблем.
Затем Александра Ильича перевели в технический отдел заместителем главного инженера. В 1969 году вступил в партию, избрали секретарем партийной организации. Следующим этапом трудового пути стало назначение в 1976 году на должность директора автобазы. Ему подчинялись пять автоколонн, расположенных в Новопавловке, Хараноре. Букачаче…Сплошные командировки и разъезды. Признается, что дома в те годы бывал редко. Росли объемы перевозок с 3 миллионов тонн в год до 12. Грузооборот также увеличился в четыре раза. Половину этих обьемов давал Харанор, на втором месте стоял Тигнинский угольный разрез. Потому там он бывал особенно часто. С теплотой вспоминает своих наставников -Александра Матвеевича Сибирякова, Николая Николаевича Власова. Эти люди, по признанию ветерана, личным примером учили, как надо относиться к работе и к тем, кто рядом.
Шли годы. Открылся Тататуровский разрез. Начальник шахты Николай Власов направил Александра Ильича туда «поднимать» новую автобазу. Дали пять БЕЛАЗов, гараж. Штат работников формировали на месте. Но далеко не все оказались способны выдержать колоссальную нагрузку, рабочую смену по 12 часов. Коллектив сложился не сразу. Пока это произошло, Александр Ильич, по его признанию, смотался на Татауровский не менее 800 раз. Поначалу считал, сколько именно, а после махнул рукой.
— Бывало и такое,— вспоминает ветеран,— доберешься, наконец, до дома глубокой ночью и мечтаешь только об одном— немного поспать, а тут телефонный звонок – Ильич, ты где? Там у тебя машины не все на линию вышли. Тут же сон долой, садишься за «баранку» — и снова на разрез. Берешь свободный КРАЗ и «вспоминаешь молодость»— отрабатываешь смену за подчиненного, который не смог выйти на смену. Причины бывали разные, в том числе, конечно, уважительные, но уголь не спрашивал— болен ты или здоров. Перевозки нужно было осуществлять регулярно. Между автобазами частенько проводились соцсоревнования. И наши земляки нередко выходили победителями, «обставив» коллег из Черемхова, Холбона и т.д.
25 лет отдал Баранчугов угольной промышленности. Постоянную усталость он снимал игрой на баяне. Выпивке и даже курению в его жизни места не было. А вот музыка спасала.
В тяжелые для всей страны 90-е годы автобазу ликвидировали. Сначала начались перебои с соляркой. Где только не добывал ее Ильич. Но и это не помогло. Народ стал увольняться. И перед ним тоже встал серьезный вопрос— как жить дальше? Надо было кормить семью, заботиться о пожилых родственниках.
Говоря о семье, взгляд ветерана теплеет. Поначалу, как и у всякой молодой «ячейки общества», своего жилья у Капитолины и Александра не было. Ютились в тепляке у родственников. Жила с ними и  мама супруги. Кстати, всякие анекдоты и шутки про вражду между тещей и зятем наш герой не  признает. Жили, вспоминает, дружно, никогда не ссорились, не придирались друг к другу.
 — С годами только я начал понимать,— делится Александр Ильич, — что маловато я давал тепла своим близким. Всё работа — работа…
Но они не жаловались, понимая, что их глава семьи — человек самодостаточный, уважаемый, на своем месте. А это главное.
Родились два сына. Супруга работала крановщиком, мастером на заводе ЖБИ, трудилась на лесозаводе. Как и муж, всегда была в передовиках. И по дому все успевала. Не сразу, но дали неблагоустроенную квартиру, в которой прожили Баранчуговы до 2005 года. Когда дом был признан негодным для проживания, переселились в благоустроенную многоэтажку в поселке Восточный.
После закрытия автобазы работал инженером по производству в ГПТУ, после перешел в Облгаз заместителем директора автобазы. И там трудился почти 15 лет.
— Работал бы и дальше,— вспоминает Александр Ильич, — но в это время серьезно заболел мой брат. А он был совсем одиноким, ухаживать некому. Я сразу уволился, и три года ему помогал, практически жил с ним. Сейчас вот нахожусь на заслуженном отдыхе.
Но отдыхает ветеран весьма активно. Помимо заботы о супруге, чье здоровье в последнее время пошатнулось, он все лето «бегает на огород», как сам говорит. В родительском доме в поселке Наклонный выращивает овощи и ягоды. Путь, конечно, неблизкий, но зато дает возможность держаться в тонусе. Скважину пробурил, вода для полива теперь есть всегда. Пять внуков и  правнучка души не чают в своем дедушке. Ведь он такой заботливый и добрый. А еще интересный рассказчик. Настольными книгами ветерана являются те, где рассказывается об истории Черновских копей и о тех, кто трудился там в разные годы. Ведь и его имя навеки в этом почетном списке шахтеров — настоящих героев труда и достойных людей.



Ольга Харчева
Фото автора
На снимке: А. И. Баранчугов



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Чита. День за днем.»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.chita-day.ru

Все новости раздела




  Добавить комментарий
Подпись
Текст
 


RSS-лента
Другие новости раздела:
Праздник День государственного флага России появился в нашей стране более 20 лет назад. Официально он был установлен в 1994 году, и с тех пор отмечается в конце каждого лета — 22 августа. ...
Кадастровая палата Забайкальского края сообщает, что Удостоверяющий центр Федеральной кадастровой палаты Росреестра упростил процедуру получения сертификата электронной подписи. Теперь заказчик может выбрать способ подтверждения личности — в офисе ...
Руководитель администрации городского округа «Город Чита» Олег Кузнецов принял участие в рабочей поездке по реконструируемым объектам ПАО «ТГК-14». ...
22 августа с 00-00ч. до 23-59ч. для проведения работ по вскрытию теплотрассы, для демонтажа и монтажа трубопровода диаметром 600мм будет перекрыто движение на перекрестке ул. Шилова и Новобульварная. ...