Новости
Версия для печати

Железнодорожному району г.Читы – 75 лет

15.01.2016
Источник информации: Официальный сайт Администрации городского округа "Город Чита"
Адрес новости: http://www.admin.chita.ru/news/?id=7578



В юго-западной части города: на правом берегу реки Чита, восточном побережье озера Кенон и северном склоне Титовской сопки — расположен Железнодорожный район города Читы, который был образован в январе 1941 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Но история района, конечно же, началась гораздо раньше.
В июле 1900 года было открыто движение по Забайкальской железной дороге, которая соединила «стальной нитью» район, город, регион со страной, а станция Чита-1 стала играть важную роль в торгово-экономическом развитии края. Вместе со строительством железной дороги началось возведение и заселение поселка, получившего название «Дальний вокзал». Поселок железнодорожников уже к 1910 году стал крупным заводским промышленным центром. На его территории располагались 2 мельницы (в т.ч. крупнейшая на Дальнем Востоке паровая мукомольная крупчатая мельница И. В. Кулаева и К?), 2 кузницы, 2 кирпичных завода, 5 пекарен и кондитерских, 9 столовых и чайных, 16 мясных лавок, 45 бакалейных лавок, 2 аптеки, 3 парикмахерских, ежедневный базар. В поселке были и учебные заведения: 2-классное железнодорожное училище, X и XVI Читинские приходские училища, Титовское казачье начальное училище. Поселок быстро рос, и  к 1910 году его население составляло более 10 тысяч человек.
В начале XX века на территории района произошло много ярких событий, имеющих историческое значение. В 1900 году открылось первое крупное промышленное предприятие в городе – главные железнодорожные мастерские на станции Чита-1. Напротив мастерских возвели Иоанно-Предтеченскую церковь, которая долгое время считалась железнодорожной.
16 декабря 1901 года открылся железнодорожный клуб, впоследствии – рабочий клуб «Красный Октябрь». В 1904 году на территории ныне существующего аэродрома «Черемушки» была создана 4-я Сибирская воздухоплавательная рота, которая принимала участие в русско-японской войне. На базе этой роты был создан авиационный отряд, послуживший авангардом будущих военно-воздушных сил. В декабре 1906 года открылся Читинский ипподром, который действовал до 1930 года, а затем был перенесен на территорию Забайкальской госконюшни.
В 20-е годы на Дальнем Вокзале заработала электростанция, освещавшая главные железнодорожные мастерские и улицы поселка, в районе появились первые каменные здания. В поселке построили здание мужской гимназии, в котором в 20-30 годы открыли фабрично-заводское училище при Читинских железнодорожных мастерских, где готовили рабочих для железной дороги. В годы войны там работал военный эвакуационный госпиталь, а в настоящее время располагается школа № 43.
В 1923 году главные железнодорожные мастерские были переименованы в Читинский паровозоремонтный завод. Спустя 4 года достроили пожарное депо и мост через реку Чита, который соединил Кузнечные ряды и Читу-1. В том же году открылся сад «Коллективный труд», где были оборудованы буфет, бильярд, тир, летний кинотеатр, танцплощадка, открытая сцена. В 1928 году было организовано движение автобусов между Читой-1 и Читой-2. На улице Комсомольской появилась каменная мостовая, которая соединила поселок с городом.
В 1936 году с приездом в Читу наркома путей сообщения Лазаря Кагановича были приняты решения о реконструкции мастерских и депо, а также о строительстве жилья для железнодорожников. Уже летом того года была проведена реконструкция мастерских и депо, построены два поселка: Соцгородок и Деповский городок, 3 двухэтажных дома из шлакоблоков на 72 квартиры, клуб ТРЗ.
Железнодорожный район был образован в год начала Великой Отечественной войны. Тысячи жителей района ушли на фронт и с честью исполнили свой воинский долг, а слесари паровозоремонтного завода A.Г. Кочнев, Г. Д. Онискевич, работник локомотивного депо Н. П. Губин были удостоены звания Героя Советского Союза. Шесть улиц района названы в честь Героев Советского Союза. Воинская доблесть забайкальцев увековечена на мраморных стелах расположенного в Железнодорожном районе крупнейшего мемориального Комплекса Боевой и Трудовой славы забайкальцев, который был открыт 9 мая 1975 года. На мемориале у Вечного огня открыт пост № 1, где несут вахту памяти учащиеся школ города.
Победа ковалась и в тылу. Многое сделали для ее приближения железнодорожники, которые осуществляли бесперебойные поставки техники и продовольствия на фронт, доставку воинских частей для разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии. Многие жители района за ударный труд в годы войны были награждены государственными наградами. В 1942 году из ворот паровозоремонтного завода вышел бронепоезд «Забайкалец», который принимал участие в боевых действиях.
В послевоенные годы на территории района возобновилось строительство жилых зданий, объектов производственной и социально-культурной сферы. Менялся облик района, но при этом неизменным оставалось главное – верность традициям.
На предприятиях, в организациях, учреждениях сейчас успешно работают представители славных семейных династий, труд которых является достойным примером для молодого поколения. Внешний облик Железнодорожного района значительно преобразился. Здесь много современных жилых, торговых и административных зданий; благоустраиваются аллеи и скверы. А с высоты Титовской сопки открывается вид практически на весь район с его старинными зданиями и современными новостройками, тихими парками, оживленными улицами и уходящей вдаль лентой Транссибирской магистрали.
Железнодорожный район имеет свою историю, которую делают люди, живущие в нем: трудолюбивые, мужественные, сильные, талантливые.


Орг. отдел администрации Железнодорожного района г.Читы



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Чита. День за днем.»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.chita-day.ru

Все новости раздела




  Добавить комментарий
Подпись
Текст
 


RSS-лента
Другие новости раздела:
Праздник День государственного флага России появился в нашей стране более 20 лет назад. Официально он был установлен в 1994 году, и с тех пор отмечается в конце каждого лета — 22 августа. ...
Кадастровая палата Забайкальского края сообщает, что Удостоверяющий центр Федеральной кадастровой палаты Росреестра упростил процедуру получения сертификата электронной подписи. Теперь заказчик может выбрать способ подтверждения личности — в офисе ...
Руководитель администрации городского округа «Город Чита» Олег Кузнецов принял участие в рабочей поездке по реконструируемым объектам ПАО «ТГК-14». ...
22 августа с 00-00ч. до 23-59ч. для проведения работ по вскрытию теплотрассы, для демонтажа и монтажа трубопровода диаметром 600мм будет перекрыто движение на перекрестке ул. Шилова и Новобульварная. ...