Официальные новости
Версия для печати

Муниципально – частное партнерство станет реальностью?

12.02.2016
Источник информации: Дума городского округа «Город Чита»
Адрес новости: http://gorduma.chita.ru/page/news/12/large/1305/newlist/



Сегодня, 12 февраля, состоялось заседание Совета представительных органов муниципальных районов и городских округов в Забайкальском крае по вопросу «О государственно – частном партнерстве, муниципально – частном партнерстве и участии органов местного самоуправления в качестве публичных партнеров». В заседании принял участие заместитель Председателя Думы городского округа «Город Чита» Александр Зенков. Основные тезисы его выступления предлагаем вашему вниманию. 

      С 1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном, муниципально- частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

      На фоне значительно возросшего объема полномочий муниципальных образований с учетом недостаточного финансирования местных бюджетов, возможность привлечения финансовых средств бизнеса для решения вопросов местного значения, а в случае муниципально-частного партнерства – исполнения полномочий органов местного самоуправления, может выглядеть достаточно привлекательной. Особенно интересно использование закона на городских территориях.

      Вступивший в силу Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашений (в том числе соответствующие полномочия органов власти или самоуправления), устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон. Закон направлен на расширение возможных форм реализации проектов на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства. До принятия этого закона в законодательстве не были указаны достаточные правовые условия для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты с распределением рисков и привлечением частных инвестиций. Поэтому более 60  субъектов Российской Федерации разработали и приняли региональные законы о партнерстве, на основе которых принимались муниципальные правовые акты. С 1 января 2016 года «запускается» новый механизм работы.  Правовое регулирование на федеральном уровне формирует единую терминологию в данной сфере, определяет полномочия сторон при реализации соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве, в том числе ,по контролю за деятельностью частного партнера в отношении соблюдения им условий соглашения, устанавливает гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов. Есть возможность начать с чистого листа. Порядок заключения соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве будет исключительно конкурсным. Информация о проектах должна размещаться на официальных сайтах уполномоченных органов в свободном доступе. В статье 7 Закона о частном партнерстве прописаны объекты соглашения, среди которых названы объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты соцобслуживания. Я ознакомился с опытом других городов, и все примеры соглашений органов местного самоуправления и коммерческих структур, в основном, сводятся к  местам культурного отдыха и массовых развлечений. Например, городские пруды в Хабаровске,  парки отдыха, кинотеатры, бассейны,  магазины для  ветеранов, бани.

      Передача частному партнеру объекта соглашения (имущества, входящего в его состав), который на момент заключения соглашения принадлежит бюджетному учреждению на праве оперативного управления, в силу п. 2 ст. 7 Закона о частном партнерстве не допускается.

      Реализация Федерального закона для городского округа «Город Чита» имеет свои особенности. Обязательным условием для передачи объекта частному партнеру является право собственности на него публичного партнера. И здесь могут возникать достаточно большие проблемы у муниципальных образований, в частности,у нашего города. Не только здание, строение, сооружение должно быть в собственности муниципального образования, но оно также должно иметь права на распоряжение земельным участком под этим строением. В случае оформленного права собственности проблем не возникает. А в случае, если это право не оформлено? Непосредственно город Чита не имеет прав на распоряжение не разграниченными землями, что существенно может сузить перечень потенциальных объектов для заключения соглашений в рамках муниципально-частного партнерства.

      Однако, основным вопросом для небольших муниципальных образований остается следующее – что может муниципалитет предложить частному бизнесу, чтобы его заинтересовать? В условиях мегаполисов, где существует хорошо развитый, имеющий значительные оборотные средства, которые возможно вложить в долгосрочные проекты, бизнес, вопрос о развитии сферы государственно-частного и муниципально-частного партнерства может стоять только в том, какие именно объекты предложить частному партнеру. В условиях фактического выживания малый и средний бизнес небольших городов не стремится заниматься социально-значимыми проектами, а тем  более делить вместе с исполнительной властью ответственность за исполнение полномочий по решению вопросов местного значения. Отдача  от долгосрочных проектов, концессионных соглашений  не наступает в короткие сроки.

      Кроме того, из-за слабой развитости института государственно-частного и  муниципально-частного партнерства существует вероятность, что приход частного бизнеса в сферу жизнеобеспечения муниципального образования приведет к сокращению числа рабочих мест и повышению стоимости коммунальных услуг в связи со стремлением частного партнера быстрее получить прибыль.

      При применении на практике положений закона № 224-ФЗ могут возникнуть проблемы иного, скорее,  организационного характера. Может сказаться нежелание частных партнеров идти на процедуру конкурса, сложности с оформлением конкурсной документации  и определением порядка использования объекта.

      Стоит отметить, что несмотря на интерес со стороны публичных партнеров к данному виду взаимоотношений с частным бизнесом, практика не только нашего города и края, но и всей России не может похвастаться значительными успехами в развитии сферы государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Данное взаимодействие между муниципалитетом и бизнесом в большей степени носит спонсорский характер со стороны бизнеса.

      На сегодняшний день сложно предсказать, будет ли данный федеральный закон рабочим в полной мере. Несмотря на попытки нашего города в рамках муниципально-частного партнерства осуществить благоустройство городского пляжа, взаимодействие с  частным бизнесом, по сути, оформилось в простое соглашение. Сказать с уверенностью о  том, что у нас есть ряд объектов, которые мы можем предложить для использования в рамках сотрудничества с частным партнером без скрупулезного анализа не только объектов муниципальной собственности, но и сегментов рынка, представленного в нашем городе, невозможно. По крайней мере, в этом, 2016 году, заключение таких соглашений не планируется. И все же  хочется надеяться, что Федеральный закон №  224 будет работающим, и реальные проекты муниципально – частного партнерства осуществятся в жизни нашего города.

Александр Зенков, заместитель председателя Думы городского округа «Город Чита».



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Чита. День за днем.»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.chita-day.ru

Все новости раздела




RSS-лента
Другие новости раздела:
Спасибо всем коллегам, единогласно одобрившим на заседании Думы 28 июня проект, который был рекомендован к принятию нашим комитетом ЖКХ, градостроительства, транспорта и связи по итогам рассмотрения вопроса на заседании комитета 21 июня. ...
Как сообщила на заседании Думы городского округа 28 июня начальник управления экономики администрации городского округа Наталья Павленко, необходимость корректировки Порядка, в соответствии с которым разрабатывается стратегия развития Читы, вызвана ...
Отсутствие по итогам исполнения бюджета 2017 года кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам - выплате заработной платы, отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды, а также по коммунальным платежам , - таков один из основных итогов ...
Напомним: в соответствии с федеральным законодательством процесс приватизации относится к тем зданиям и сооружениям, которые не используются для выполнения задач органов местного самоуправления. Преимущественно, речь идет о нежилых объектах, ...